Стоимость перевозки
Рассчитать стоимость таможенного оформления
24 ноября 2016
Статьи

Есть новое, есть старое и есть... вечное

Тема высоких технологий и передовых решений не дает нам покоя. А как иначе — что ни день, то новый стартапер с горящими глазами грозится изменить очередной рынок. Нас, конечно, больше всего волнует рынок автомобильных перевозок. Вот и поговорим о беспилотных системах. Их уже собираются внедрять не в новые автомобили, а в принципе в любые тягачи. Последний пример — стартап Otto, о котором мы писали в нашей группе в Facebook. Как скоро водителей заменят не устающие и не ошибающиеся роботы? Субъективный взгляд начальника транспортного отдела Александра Пятибрата.

2016-depositphotos_28734249_sm-min.jpg

— Александр, неужели человек исчерпал свои возможности за рулем?

— На мой взгляд, человек — сам по себе система вполне себе ничего: миллионы лет эволюции (будем традиционны) наделили нас способностями, которые уникальны, и повторить их искусственно в обозримом будущем достаточно сложно. Однако это явно не касается нашей способности управлять высокотехнологичными транспортными средствами.

Самолеты уже давно без пилотов могут летать, а грузовики и подавно ездить смогут. Но самолеты самолетами, а на земле ситуация несколько иная, чем в воздухе. В небе только птицы и другие самолеты, а на дорогах объекты по своим физическим свойствам, поведению и степени потенциальной опасности куда более разнообразны.

— Александр, дело в том, что структура неба немного неоднородна, плотность, температура воздуха, наличие/отсутствие грозовых фронтов и ветров по-разному влияют на способность многотонного автобуса с крыльями держаться в нескольких километрах от поверхности и преодолевать силу притяжения планеты. Кроме того, справедливости ради стоит отметить, что поломка в 11 км над землей совсем не то же самое, что заглохший мотор в степях Казахстана. Впрочем, вы правы: если со всем этим справляются «автопилоты», то их отсутствие на земле выглядит более чем странно.

— Порассуждаем. Тот же стартап Otto создавался не с целью полностью заменить водителя. Передвигаться на стоянках, складах должен по-прежнему человек, автомат включается только на магистралях, водитель при этом отдыхает, и, казалось бы, вот она, экономия человеческих ресурсов и автоматизация! Можно ездить вообще без остановок, водитель будет отдыхать прямо на ходу. Вроде бы все просто: вот полоса, вот разметка, камеры за ней следят, радар держит нужное расстояние до впереди идущей машины, спи спокойно, водитель, беспокоиться не о чем. Но ой ли?

Для начала вспомним, что режим труда и отдыха водителей строго регламентирован. И помимо непосредственно управления автомобилем есть такое понятие, как «другая работа», и она приравнивается к вождению! Например, прохождение медосмотра. Ну что это — сиди себе на стуле, меряют тебе давление и пульс, делов-то, но нет, это работа! То есть чтобы создатели автоматических грузовиков смогли добиться изменений в ЕСТР (это то самое межгосударственное соглашение о режиме труда и отдыха), им нужно доказать, что когда автомобиль едет сам, водитель не должен делать вообще ничего. Он не то что не должен следить за дорогой и если что вмешиваться, упаси Бог! Он обязан спать безмятежным сном. А чтобы этот сон был по-настоящему безмятежен, «умный» грузовик должен водителя полноценно заменить. Пока, если вспомнить опыт Tesla, сон за рулем приводит к печальным последствиям.

— Но все же давайте сравним: водитель vs машина.

— Казалось бы, ну куда нам до компьютеров — они вон как быстро считают, не устают, не засыпают, реагируют мгновенно… Но не торопитесь с выводами.

Начнем с визуального ряда. Человек видит на 160–170 градусов по горизонтали и примерно так же по вертикали (и это не поворачивая головы — да, это с периферийным зрением, но движение сбоку уловить мы можем). Вдаль — на несколько километров. Возможно, такие сверхспособности и избыточны, по идее, нужно смотреть только вперед на расстояние немногим больше тормозного пути машины, и этого будет достаточно. Но… Но мы не просто видим — мы понимаем, что мы видим. Размер объектов, их физические свойства, удаленность, возможное поведение: мы без труда отличим низколетящую птицу от ребенка, едущего наперерез на велосипеде. Туриста, бодро шагающего по обочине с рюкзаком, от уставшего человека изрядно навеселе, который непонятно куда пойдет в следующий момент. Пустую пластиковую бутылку, лежащую на дороге, от большого камня. И так далее и тому подобное.

Попробуйте научить этому компьютер — колонизировать Марс будет намного проще.

А вдобавок мы еще слышим подозрительные звуки в машине, сообщения от других водителей по рации, чувствуем запахи. Плюс в стрессовой ситуации мы соображаем и принимаем решения намного быстрее. Не всегда, конечно, но мы же рассматриваем идеальный мир.

Безусловно, все эти суперспособности совершенно ни к чему на идеальных трассах. Огороженных от внешнего мира надежным забором, исключающим проникновение внутрь любых органических существ, идеальной разметкой, ровным покрытием без 14-сантиметровых (по ГОСТУ, кстати) ям. Нет смысла слушать рацию, если едешь с соблюдением скоростного режима, а информацию о пробках получаешь сразу в свой электронный мозг. А датчики дыма, в конце концов, теперь даже в санузлах аэробусов ставят.

Так что же получается, пока зыбкое равновесие между способностями человека и холодным разумом машины достигается исключительно благодаря бюрократическим проволочкам и несовершенствам инфраструктуры? Пойдет ли человечество по пути устранения этих недостатков или сосредоточится на скоростных магистралях типа HyperLoop (где об участии человека в управлении транспортом в принципе речь не идет), покажет время.

Мы же продолжим совершенствовать системы управления логистическими цепочками и тщательно следить за тем, чтобы режим труда и отдыха безукоризненно соблюдался, помня о том, что настоящий автолюбитель никогда не спит за рулем. По крайней мере пока.