Стоимость перевозки
Рассчитать стоимость таможенного оформления
06 июля 2017
Статьи

Опасные грузы в воздухе

Согласно статистике, почти половина всех грузов, которые перевозятся различными видами транспорта, опасные. Это вещества или изделия, которые способны создавать значительную угрозу для здоровья, безопасности или имущества окружающих людей. Но даже такие грузы можно перевозить воздушным транспортом с учетом особенностей и требований.

2017-photogenica-phx149787608-min.jpg

Немного о них в этой статье расскажет наш эксперт Сергей Смердов.

Начнем с того, что не все опасные грузы являются одинаково опасными, и это поясняется и классифицируется в правилах ИАТА.

Основным юридическим документом, регламентирующим правила перевозки опасных грузов воздушным транспортом, являются «Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху» (издаются 1 раз в 2 года), а также «Правила перевозки опасных грузов ИАТА» (новое издание этих правил вступает в силу ежегодно 1 января и публикуется на английском, французском, немецком, испанском, китайском, японском и русском языках).
Существуют опасные грузы, которые:

  • могут перевозиться как на пассажирских, так и на грузовых воздушных судах;
  • могут перевозиться только на грузовых воздушных судах;
  • вообще запрещены к перевозке воздушным транспортом.

Каждому опасному грузу присвоен четырехзначный номер ООН (UN Number), на основании которого можно определить все свойства, характерные данному грузу или целой группе опасных веществ.

2017-abc_1465991553_70-min.jpg

Эти свойства учитываются при выборе упаковки для этого груза, при принятии его к перевозке и правильному креплению на борту воздушного судна.

В процессе перевозки грузов воздушным транспортом на него действуют специфичные нагрузки. Вибрации широкого диапазона, перегрузки при взлете, посадке и в процессе полета, значительные изменения температуры воздуха и атмосферного давления — все это необходимо учитывать прежде всего при упаковке. Например, опасные жидкости перевозятся только в герметичной таре, другие грузы — в особо прочной упаковке.

Кроме того, повышенные требования предъявляются к резьбовым соединениям, которые могут самопроизвольно отворачиваться. Представьте, в полете возможны вибрации с амплитудой в диапазоне от 5 мм на частоте 7 Гц до 0,05 мм на частоте 200 Гц. В некоторых случаях такие соединения необходимо запаивать.

Учитывать значительные перегрузки тоже необходимо. В первую очередь — при швартовке грузов. Она должна быть рассчитана не только на полет в штатном режиме, но и на аварийную посадку на неподготовленной площадке с убранными шасси. Даже в таких случаях груз не должен смещаться и тем более срываться с места.

Еще одна особенность воздушного транспорта — замкнутое пространство. Как следствие, невозможность удаления груза в процессе транспортировки, а также ограниченность в использовании средств нейтрализации опасных последствий, тушения пожара и пр.
Формулированием общих требований к перевозке занимается группа экспертов, созданная в 1976 году. Они разработали и вносят изменения в технические требования, которые учитываются Международной организацией гражданской авиации (ИКАО, ICAO — International Civil Aviation Organization).

Общие принципы

Исходя из всего сказанного, можно сформулировать общие принципы организации перевозки опасных грузов воздушным транспортом. Их, по сути, два.

  1. Никто не может принять к перевозке опасные грузы, если они надлежащим образом не классифицированы, не имеют документов, не описаны, не маркированы, не имеют знаков опасности и не находятся в должном состоянии в соответствии с «Техническими инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху».
    Проще говоря, невозможно перевезти грузы по воздуху, если они не соответствуют правилам ИАТА.
  2. Применение этих правил и требований возможно только в случае правильной оценки всем персоналом степени опасности, связанной с перевозкой, и досконального понимания упомянутых ранее правил.

Таким образом, все сотрудники, имеющие отношение к процессам подготовки и перевозки опасных грузов, обязаны иметь необходимую профессиональную квалификацию, чтобы быть в состоянии исполнить свои обязанности.

В целях обеспечения соответствия знаний персонала текущим требованиям периодическая подготовка должна проводиться каждые 24 месяца. По окончании обучения проводится тест и выдаются сертификаты. Такой сертифицированный специалист проверяет опасные грузы на соответствие всем требованиям ИАТА и оформляет декларацию отправителя опасного груза.

Благодарим за помощь в подготовке материала нашего эксперта по перевозке опасных грузов авиатранспортом Сергея Смердова!

2017-iata_smerdov-min.jpg

2017-mintrans_smerdov-min.jpg